Игорь Бабичев: в субъектах спокойно, вопреки ожиданиям
В Государственной Думе состоялось совместное заседание Правления Ассоциации малых и средних городов России и Палаты муниципальных районов Общероссийского Конгресса муниципальных образований. Участие приняли руководители городских округов, городских и сельских поселений и муниципальных районов, депутаты Государственной Думы ФС РФ, представители федеральных министерств и общественных организаций.
С докладом по теме «Территориальное устройство местного самоуправления и местные сообщества: проблемы и перспективы» выступил Игорь Викторович Бабичев – председатель Федерального экспертного совета местного и общественного самоуправления и местных сообществ, руководитель аппарата Комитета Государственной Думы ФС РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления.
Он привёл данные социального мониторинга, согласно которым на 1 марта 2019 года в России насчитывается 21408 муниципальных образований. Из них:
- 1728 районов
- 615 городских округов
- 3 городских округа с внутренним делением
- 267 внутригородских муниципальных образований в городах федерального значения
- 1472 городских поселения
- 17304 сельских поселения
- 40 ЗАТО
- 13 наукоградов
- 19 внутригородских районов
В настоящее время городские округа имеют тенденцию к росту, а муниципальные районы к уменьшению, отметил эксперт. Эти цифры – результат реформы местного самоуправления, по сути начавшейся ещё в 2003 году. Тогда насчитывалось 24 тысячи муниципалитетов, и более 20 тысяч сельских поселений - то есть, существенно больше, чем сейчас.
Отдельно Игорь Викторович коснулся федерального закона №87 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Нововведения утверждают новый формат организации системы местного самоуправления - муниципальный округ.
Под этим определением подразумеваются три и более объединенных общей территорией населенных пункта, которые не являются муниципальными образованиями, и где местное самоуправление осуществляется населением непосредственно или через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.
Городской округ отличается тем, что не менее двух третей населения такого муниципального образования должны проживать в городе или иных городских населённых пунктах.
- До сих пор были только отдельные поправки, но ничего не менялось концептуально. Однако этот закон впервые вносит изменения в само ядро местного самоуправления. Городские округа осуществляют и поселенческие, и районные полномочия в одном лице. Эта концепция №87 ФЗ нарушена, допускается теперь одноуровневость местного самоуправления, когда поселенческое звено не обязательно в муниципальном округе, - объяснял докладчик.
Идея одноуровневой система местного самоуправления вступает в противоречие со статьёй 131 Конституции РФ, но вопрос всё ещё остаётся дискуссионным, так как по нему нет ни обращений в Конституационный, ни, соответственно решений этого института, отметила эксперт.
Первыми опробовали переход к одноуровневой системе городских округов Сахалинская и Магаданская области, одним из наиболее активных передовиков была и Московская область. Сейчас все муниципальные районы Подмосковья упразднены и преобразованы в городские округа. Не сильно отстают в этом процессе Ленинградская, Нижегородская, Свердловская области. В будущем процесс может стать общим для всей страны. Но как к этому относятся на местах?
- Мы проанализировали желание и настрой в субъектах Российской Федерации касательно преобразований по федеральному закону №87. От многих получили ответы. Настрой в большинстве субъектов спокойный, вопреки предположениям, - рассказал Игорь Бабичев.
Тем не менее, далеко не все регионы, по его словам, собираются осуществлять реформу «тотально». Например, в Камчатском крае только три муниципальных района собираются перевести в муниципальные округа.
Эксперт озвучил и свои замечание к федеральному закону №87. Так, например, закон не предполагает обратной трансформации из округа в район, хотя такой пункт в нём был на этапе первых чтений.
Кроме того, проблемой может стать ограниченное участие жителей в местном самоуправлении при переходе к одноуровневой системе.
- Если мы лишаем возможности осуществлять местное самоуправление в крупных населённых пунктах, мы тем самым сдерживаем их развитие, это надо понимать, - подчеркнул докладчик. - Главное, что нас тревожит – это сокращение участия населения в местном самоуправлении. У нас количество депутатов округе не изменится, но схлопнется огромный депутатский корпус, который был в поселениях. На уровне округа останется 15-20 депутатов. Надо подумать о расширении депутатского корпуса на уровне муниципального округа и разработать формы участия жителей в разных местных общественных объединениях.
Ещё одна важная проблема, на которую обратил внимание спикер – отсутствие в федеральном законодательстве таких чётко определённых понятий, как населённый пункт, городской населённый пункт, сельский населённый пункт, жилпосёлок.
- Их надо установить в федеральном законодательстве, ведь мы оперируем этими понятиями, ими оперирует и реформа местного самоуправления, - заключил Игорь Бабичев.